Охотник древних времён Как современное общество ведет летопись важнейших исторических событий, так и первобытные люди отражали свое главное занятие — охоту в пещерной и наскальной живописи. Головы антилоп, мамонтов и других зверей изображены на стенах многих пещер Европы и Африки.. На некоторых из этих картин мы видим не только животных, на которых велась охота, но и какими методами их добывали. В пустыне Калахари, например, на одном из многих наскальных рисунков изображена сцена охоты на страуса. Охотник- бушмен так ловко замаскировался страусовыми перьями, что только копье указывает на его присутствие и намерение. В своей основе принцип маскировки и в настоящее время остается таким же, как и во времена своего зарождения. Мы можем лишь предположить, каким образом наши доисторические предки открывали и совершенствовали различные способы охоты. Найденные олени, антилопы, косули, запутавшиеся рогами в сплетении лиан; болотной растительности или ветвей кустарников, натолкнули, наверное, первобытного охотника на мысль о возможности создания из этих же лиан и ветвей искусственных сетей для поимки зверей. А животные, случайно попавшие в узкие трещины-ловушки, подсказали мысль о ловчих ямах. Камень или дерево, лежавшие неустойчиво, опрокинутые дичью и придавившие ее, могли послужить прообразом различного рода капканов и самоловов. От примитивных каменных палиц и деревянных дубин первобытный человек перешел постепенно к более прогрессивному охотничьему оружию — копью, а затем и к метательному приспособлению для копья, позволившему увеличить дальность и точность полета этого древнейшего оружия. Условия жизни заставляли пещерных жителей учиться хорошо бросать камни и подобные им предметы; а затем был придуман камнемет. Научившись пользоваться огнем, человек довольно скоро понял, что, пугая им животных, можно направлять целые стада буйволов и лошадей в пропасти, в результате чего получать огромное количество мяса. Эту гипотезу подтверждают североамериканские индейцы, действовавшие подобным образом всего 200 лет назад. Кроме тогда, в Солутре около Леона под одной скалой найдены остатки около 10 000 диких лошадей. Плоская вершина этой скалы, по всей видимости, служила последним в жизни убежищем животным, обезумевшим от страха сгореть заживо. Эта находка ориентировочно относится к периоду 40 000 лет до новой эры. Другая не менее интересная находка из того же периода — горн из оленьего рога, дающий звуки очень высоких тонов. Вероятнее всего, они употреблялись для связи первобытных охотников друг с другом и являются предшественниками сегодняшних охотничьих рогов-горнов... По остаткам костей в старых жилых пещерах можно довольно точно определить главные виды охотничьих животных, добываемых первобытным охотником в разные периоды своего развития. Во время палеолита, когда Европа была покрыта лесами, а неандерталец достиг апогея своего развития, основной добычей охотников был пещерный медведь. Это животное своими размерами значительно превосходило бурого медведя, обитающего в некоторых странах Европы сегодня. Его обычно выкуривали дымом из пещеры, куда он забирался на время зимней спячки, и убивали копьями. В мадленский период, то есть около 30 000 лет до новой эры, первобытный человек поднялся на более высокую ступень развития и постиг новые способы охоты, изобретя лук, стрелы и самоловные петли. В эту эпоху уже ни одно животное не могло ускользнуть от охотника. Главными источниками мяса становятся дикий слон и северный олень. Оленей человек загонял в болото по тонкому льду, на мерзлый снег, острые камни, в подготовленные ямы-ловушки, чтобы потом добить их стрелами, пущенными из лука, гарпуном или копьями. Во время последнего ледникового периода, приблизительно за 10 000 лет до новой эры, при постепенном изменении климата основной добычей человека становится мамонт. Это громадное животное имело высоту в холке 3,7—4 метра и бивни 3,5 метра длиной. Из-за своего большого веса и неуклюжести мамонт был практически беззащитен перед охотниками и становился довольно легким трофеем. Обычно его останавливали одним из тех способов, о которых мы рассказали выше, а затем парализовывали движения, разрезая на ногах ахиллесовы жилы, и закалывали копьями. Как аборигены Африки в гораздо более поздний период были беспощадны к слонам, дающим большое количество мяса, так и первобытные люди не щадили мамонтов, что и стало, вероятно, одной из основных причин их вымирания. По аналогии это же можно сказать об исчезнувших несколько ранее пещерных медведях. К концу каменного века человек неолита шагнул еще на одну ступень выше. Он приручил молодняк диких зверей, используя потом выросших животных либо для подманивания им подобных диких сородичей, либо для прикрытия при скрадывании другой дичи. Эти полуприрученные звери дали начало стадам и явились предшественниками нашего домашнего скота. В тот же период люди стали объединяться в племена и строить в местах своего основного пребывания жилища. До шумерской и китайской культур, примерно 4—5 тысяч лет назад, нам известны всего несколько записей о человеке как охотнике. Первые записи говорят довольно ясно о достижении человечеством настолько высокой степени развития, что она удерживалась примерно на одном уровне не одно столетие. Это время впервые дало нам четкую картину существовавших тогда способов охоты в виде изображений на сосудах и глиняных дощечках. Так, на Дальнем Востоке и в районе Средиземноморья человек превратил собаку, гепарда и сокола в своих помощников на охоте. Для той же цели были приручены слон и лошадь. Ловля слонов была общепринятым спортом как в Китае, так и в странах, расположенных по берегам Средиземного моря. Это ясно хотя бы из того, что слоны ввиду интенсивного их преследования и уничтожения в этих местах давно вымерли С начала египетской культуры мы имеем уже более точные записи. Египетская каста воинов весьма охотно занималась охотой. Для подтверждения того, что на побережье Средиземного моря было много самой разнообразной дичи, можно привести следующий исторический факт: фараон Тутмос III в 1464 году до новой эры только в окрестностях одного водоема охотился на... 120 слонов. Скольких из них он убил, это другое дело... Охота на водоплавающую дичь на озерах и реках с помощью метательных палок в виде буквы S была наиболее популярна и считалась любимым видом спорта. Кроме того, во время охоты на уток и гусей накидывали сетки; они прикреплялись к длинным палкам и внезапно ставились перед притаившейся птицей. После взлета ее сетка складывалась и дичь запутывалась в ней. Утиные чучела из глины были найдены при раскопках в египетских гробницах. Ясно и то, что египетская аристократия довольно высоко ценила своих гончих (борзых) собак. С достаточной точностью можно предположить широкое распространение в то время охоты с гончими. Изображенные на фризах вокруг гробниц, собаки идентичны нашим борзым. Добычей, видимо, была газель, на которую также охотились и с гепардом. Умели здесь охотиться и с соколами. По мере развития цивилизации охота в определенной мере принимала ритуальный, праздничный характер. Главным образом это, очевидно, заключалось в том, что такие звери, как антилопы, газели, буйволы и даже львы и слоны гнались загонщиками на охотников. Охотниками были короли, принцы и высшая аристократия. Их защищали и помогали им в трудную минуту профессиональные охотники. Устраивались и показательные выступления собак, причем они преследовали дичь, как и должно борзым, не по запаху, а «на глазок». Кроме того, зверей преследовали на небольших боевых колесницах. В Ассирии и Персии почти так же, как и в Египте, для охотников-аристократов обносились изгородью целые парки. Газели, олени и кабаны, а также львы и тигры выпускались в эти огороженные пространства, и на них устраивалась охота. Около 850 лет до новой эры было создано общество охотников — любителей охоты на боевой колеснице. Король Асурнасипал III в своих мемуарах хвастался, что он в течение одной охоты добыл 450 львов, 390 буйволов, 200 страусов и 30 слонов. Одновременно были пойманы 20 львов, 50 буйволов, 140 страусов и 5 слонов. Остается неизвестным, какому количеству дичи удалось уцелеть после этой охоты. Впервые сцены охоты подробно были описаны в период греко-римской цивилизации. Платон, Вергилий, Цицерон и Гораций — известные авторы классической литературы — в своих произведениях восхваляли охоту. Воспевалось умение пользоваться лошадью и собакой, луком, стрелой и дротиком. Одно из главных различий между греками и римлянами заключалось в том, что греки не признавали охоты в огороженных местах, а римляне, наоборот, предпочитали ее. Разумеется, в определенной степени встреча с дикими животными в огороженном пространстве воспитывала выдержку, но, с точки зрения охоты, она едва ли была интересна. Первые охотничьи законы, дошедшие до нас, введены римлянами. Они запрещали охоту на обработанных землях и вблизи городов. С другой стороны, греческий генерал Ксенофонт впервые дал точные указания по собаководству и коневодству. Римляне подробно описывали лучшие способы охоты. Ариан — известный охотник — выписывал себе собак из Британии, считая их лучшими; верный ученик Ксенофонта, он во многом повторял его советы, добавляя к ним свои наблюдения. Советы его подобны многим рекомендациям, которые дают современные опытные собаководы и охотники: «Тот, кто хочет иметь хорошую гончую собаку, должен остерегаться спускать ее слишком близко от поднявшегося зайца, а также допускать в начале продолжительной травли; не рекомендуется выпускать одновременно и более двух собак. Несмотря на то что заяц быстр и будет довольно часто уходить от собаки, опережая ее, он тем не менее, будучи сильно напуган громкими криками, может вскоре погибнуть, не доставив удовольствия зрителям. Поэтому зайцу лучше дать некоторую фору, чтобы он мог прийти в себя. Если это хороший экземпляр, то зверек поднимет уши и будет бежать длинными прыжками, в то время как собака, энергично работая ногами, скачками погонится за ним. Это представляет собой увлекательное зрелище, оправдывающее те усилия, которые необходимо приложить при выращивании и тренировке собаки». В других отношениях охота в то время в значительной степени выродилась. Колизей, строительство которого было начато при цезаре Веспасиане, был закончен в 72 году новой эры. В нем для развлечения римских плебеев устраивались бои гладиаторов с хищными зверями и схватки диких животных между собой. Тысячи и тысячи зверей отлавливали при помощи лассо и ловушек, привозили в Рим и там выпускали на арену для подобного рода зрелищ. Это было абсолютным падением спортивного характера охоты. За этот период в Средиземноморье прошло и погибло несколько цивилизаций. Прирост диких животных начал падать. Монокультура и хищническое истребление лесов превратили многие некогда плодородные районы в пустыни, а длинная вереница опустошительных войн повредила колодцы, каналы и акведуки, служившие для мелиорации в некоторых странах. Из-за резкого сокращения кормовых угодий звери были вынуждены искать новые жизненные пространства, продвигаясь в необжитые районы в поисках подходящих мест обитания. В этот период, когда германский род теснил другие во время своего продвижения на запад, бесконечные непроходимые леса стали заметно сокращаться. Туры, бизоны, медведи, волки и кабаны тогда были еще повсюду распространены, за исключением Британских островов, на которых к тому времени уже вымерли. Упоминание о турах и бизонах можно найти у Цезаря в записках о Галльской войне. Он пишет в них, что на этих зверей велась интенсивная охота в Герцинском лесу (Средненемецкая возвышенность): «Их отлавливают в ловчие ямы и убивают. Таким образом, закаляются молодые мужчины, стремясь быть более ловкими в овладении оружием. Особенным уважением пользуются те из них, кто добыл наибольшее количество животных, выставляя в качестве доказательств на все-общее обозрение рога добытых трофеев. Этих зверей невозможно приручить, даже если они пойманы в молодом возрасте...» Кажется странным что римляне, умевшие хорошо разводить кроликов, не привезли их в Англию. Кролики в животном мире этой страны упоминаются впервые только в XIII столетии, через некоторое время после нашествия норманнов, причем не как широко распространенные животные, а как специально разводимые для приготовления деликатесных блюд. Римляне тем не менее завезли туда фазанов, которые с течением времени распространились по всей стране и их вкусное мясо пользовалось большой популярностью. они считались чуть ли не местной птицей. Отступление римлян оставило Англию слабой и беззащитной перед вторжениями. В течение последующих четырех столетий на страну совершались постоянные нападения, и она опустошалась сначала англами и саксами, а затем попеременно датчанами и викингами. Наконец, датчан победил Альфред Великий, и воцарился мир. Король Альфред воспитывал своих сыновей и дочерей под девизом «Упражняйтесь во всех человеческих искусствах и умениях, особенно в охоте и верховой езде, а также в других занятиях, которые приличны благородным людям...» Они учили псалмы так жё старательно, как упражнялись в охоте с собаками и соколами. Король Альфред, по-видимому, особенно ценил соколиную и ходовую охоты. В последней он предпочитал применять собак, которые преследовали дичь по следу, а не на глазок. В его время впервые были правильно оценены голоса собак. Травля на лошадях еще оставалась, конечно, одним из любимых видов спорта, при этом излюбленной дичью являлись олени и зайцы. Вопрос охраны диких животных тогда еще не поднимался, поскольку в то время дичи было гораздо больше, чем требовалось сравнительно небольшому населению, принимая даже во внимание то, что охотой занималась не одна только знать. Особо следует отметить введение англо-саксонскими королями системы ограждений, или длинных изгородей, которые были построены по типу плетней. Они строились примерно полмили (800 метров) длиной и иногда примыкали к естественным преградам, например к кручам, для того, чтобы заставить животных бежать по тому пути, который приведет их к поджидавшим охотникам. В то время как вход в огораживаемую площадь был довольно широк, изгородь постепенно сужалась. Дичь, гонимая загонщиками, попадала в ловушки, где и закалывалась копьями или убивалась стрелами из лука. Возможно, на нее напускались собаки, а иногда охотники использовали комбинации из всех способов охоты. Различные методы установки ловушек и ловчих петель в то время развились особенно высоко. Так, например, оборудовались подкормочные места для красной и другой дичи, где охотники в сумеречное время суток устраивали засады. Других животных подманивали к лучникам на расстояние выстрела, искусно подражая голосам зверей. Подсадные утки или чучела других диких птиц служили для приманивания дичи в сёть. Детеныши красной дичи воспитывались и дрессировались для того, чтобы охотники могли укрыться за ними при скрадывании дичи. Имелось много видов ловушек, начиная с простых ловчих ям и кончая падающими самоловами и самострелами, для спуска их использовали натянутую бечевку. Кроме того, повсюду были в ходу ловчие петли, укрепленные на пригнутых деревьях; спуск ловушки осуществлялся с помощью легкого подвижного сторожка. Многочисленные виды подобных устройств можно было встретить вблизи каждого поселения и деревни на звериных тропах. В лесу охотились в местах пересечения звериных троп и у водопоев. М. Брандер
|
|