Решил написать небольшой отчёт о поездке на Алтай этим летом. Хоть по характеру я не «лирик», а «физик» и писать сочинения никогда не любил, но что то мне подсказывает что хоть что то , хоть какой то отчёт написать надо, что бы читая отчёты других не чувствовать себя только потребителем, получающим информацию и не делясь своей.
Итак действующие лица: я , моя жена Тамара и её сестра Галина;
Действующие морды: наша собака « Дик»
Полазив по интернету, вопрос куда именно ехать в этот раз, был решён. Едим на Южный Берег Телецкого Озера-« ЮБТО». Почему туда? Во- первых там есть интересный перевал Кату- Ярык, про который в интернете много страхов написано и особенно меня заинтересовал следующий отзыв о нём : « страх переходящий в экстаз». Во- вторых спустившись с перевала попадаешь в красивую долину реки Чулышман, где кроме лицезрения красоты природы можно реально поймать хариуса. В- третьих надо же побывать и посмотреть на знаменитое озеро Телецкое и не просто как все нормальные люди по асфальту с Северной стороны, а на не всем доступную Южную его сторону.
Итак 2 августа, утрамбовав руками и ногами вещи,
тронулись в путь, но покинуть пределы Омска удалось только к 13-00 (срочное дело) и поэтому к Новосибирску подъехали по темну и сняли 3-х местный номер в мотеле «Мираж» перед въездом в город. Это приличный мотель, часто там останавливаемся при поездках на Алтай летом, в Шерегеш зимой. В номере чисто, телевизор, душ на этаже, 400р. с чел. , пускают с собакой. В этот раз нам даже вернули термостаканы, которые мы забыли у них в марте месяце. Так что рекомендую. Утром проехали Новосибирск ,сделав остановку на ГЭС для фотосессии.
Следующим пунктом назначения решили сделать оз. Ая, посмотреть, покупаться, переночевать. Но подъехать на машине к озеру нельзя, надо или ставить машину на платную стоянку и идти пешком, но за вход тоже надо платить 100р. с чел. или бросать машину в кустах среди мусора. Но раз приехали надо идти смотреть, да и в тёплой воде поплавать хотелось. Так и сделали. Искупавшись поехали искать место для ночлега на берегу Катуни и быстро его нашли. С собой у нас был замороженный и завёрнутый со специальным аккумулятором холода судак, за двое суток он был как только что оттаявший, и по дороге было куплено ведёрко грибов (лисички). Предстояла варка ухи и жарка грибов. Но на чём? Собирать дрова, разжигать костёр всё это долго и утомительно в темноте. И тут я к удивлению моих женщин достаю из багажника моё «ноу хау»-палено пустотелое клёна обыкновенного. Выслушиваю всё что только можно о своём поступке, т. е. о тайной погрузке в багажник какого то пня, вместо которого они могли бы взять несколько больше достойных вещей на их женский взгляд. Но длилось это ровно 3 мин, ровно столько мне потребовалось чтобы собрать горсть хвороста, бросить внутрь пня, капнуть розжига и поджечь. И пошли извинения, что они погорячились, что это не просто пень, а «чудо-пень», только так уважительно его потом и называли.
В 2012г. отдыхали мы тем же составом на Урале и на одном из озёр я подглядел как сосед по стоянке жёг хвойное полено, но оно было сделано из двух половинок, т.е. распилено полено по-вдоль, выбрана немного середина и опять сложено вместе и стянуто проволокой. Мне эта идея понравилась, а когда пилил клёны на дрова на дачу, то сохранил несколько пустотелых до лучших времён и такой «чудо-пень» оправдал все мои ожидания. Уже потом в Омске на охоте тоже пользовался , работает на пять. Да, с нижней стороны пня делается несколько пропилов для захода воздуха, размер которых я регулировал грунтом, т.к. если много воздуха, то тяга слишком большая и тогда получается Мартеновская печь. Приготовив и уху и грибы убавив тягу до минимума полено горело до утра как нодья. На следующий день до обеда отдыхали, купались в Катуне ( т.е. забегаешь, окунаешься и пулей выбегаешь, тогда вода не холодит, а наоборот обжигает), загорали (с погодой повезло, плюс 30), шашлык и.т.п.
Здесь же была обнаружена первая неисправность в машине. Открыв капот, увидел течь жидкости из бачка сцепления и к своему большому удивлению обнаружил сгнивший напрочь пластиковый бачок, он просто рассыпался в труху. Обмотав его полиэтиленовым пакетом и перевязав изолентой ( жидкость ещё не вся выбежала) тронулись дальше. В первом же магазине был куплен и установлен новый бачок. И всё же хорошо, что течь была замечена на стоянке, а не на перевале где остаться без сцепления было бы не очень душевно. Следующая наша остановка –озеро Манжерок. Озеро тёплое, с одной стороны стоянки и пляжи, а с трёх других оно заросшее, напоминает наше Данилово .Есть щука. При мне парень стоя по пояс в воде с краю пляжа вытащил одну на блесну. Работает прокат лодок, катамаранов. На озере много лилий, водяного ореха Чилим.URL=http://radikal.ru/fp/75fe733878154a719b41b4cc45435fdb]
URL=http://radikal.ru/fp/ed7b2c16f34548df9c70369c9c832964]
[/URL]
За въезд на берег берут 150р. с машины и если ставишь палатку ещё 200 р. за все время которое будешь находиться и учитывая, что по берегу стоят урны для мусора и они регулярно убираются, это не дорого. Для любителей острых ощущений организованы полёты на мотодельтопланах. Есть прокат лошадей , организованы конные маршруты. Вода тёплая, после Катуни поплавать одно удовольствие. С другой стороны озера горнолыжная база с подъёмником, который летом тоже работает и катает отдыхающих. На следующее утро выдвинулись из Манжерока, пообещав друг другу найти в интернете и выучить песню «Что такое Манжерок?».Дальше на пути следования Семинский перевал, который преодолел с трудом, так обнаружилась вторая неисправность в машине, а именно слетевший шланг подвода газа во вторичную камеру. В общем как в песне Никитиных про резинового ёжика я поднимался на перевал тоже с «дырочкой» только в « левом боку». Быстро пределов всё на место поехали или как сразу показалось полетели дальше. Следующее интересное место –перевал ЧекеТаман. Остановились для фотосессии.
. Потом был Ондуган, где последняя на нашем пути газовая заправка, затем Акташ с магазином , кажется Мария Ра и дальше Улаган. От Улагана поворачиваем на Балыктуюль, это последний населённый пункт от которого до спуска с перевала Кату Ярык 36км. По дороге есть озёра с гостевыми домиками, можно остановиться на ночёвку, но мы решили ехать до упора.. Доехали до Балыктуюля уже в темноте, тут встретили машину с Новосибирска в которой отец с сыном тоже держали путь на перевал и посовещавшись решили ехать до перевала и там заночевать. И вот не доехав до перевала км. 5 ещё одна поломка рвётся ремень, кипим. Но нет худа без добра, а добром можно считать то, что за день перед поездкой поменяв диск сцепления и складывая инструмент взгляд случайно упал на висевший на стене старый, потресковшийся ремень. Сначала не хотел его брать, т.к. думал заеду в магазин куплю в запас новый, но какой то голос сказал возьми, потом выкинуть то не долго и этот голос , как я потом понял, был голосом моего ангела хранителя, так как в магазин я не заехал и ремень не купил, так как забыл напрочь. И вот этот старенький ремень выручил, хоть он и оказался от ваз 2106, т.е. чуть меньше чем на Ниве, но с помощью отвёртки и стартера удалось загнать его на шкивы. Потеряв минут 30 подъехали к перевалу в полной темноте. На перевале была только та машина с Новосибирска. После моей истории почему я задержался он рассказывает нам что когда он подъехал на перевал там были люди на машинах с 55 номерами, но порассказав страшилки про злых Алтайцев, снимающих с мирно спящих туристов скальпы, не стали оставаться ночевать, поехали оттуда. Их то я и встретил на подъезде, ещё удивился что земляки какие то странные, обычно когда у чёрта на куличках встречаешься с машинами с 55 региона или мигаем или сигналим друг другу, а часто останавливаемся поприветствовать и поговорить и это приятно. А тут нет , пронеслись с «выпучеными» фарами. Оглядевшись вокруг были приятно удивлены наличием огороженной площади с домиками и аилами и даже кафешка работала.
. Мы быстро сняли 5 местный аил за 1100 руб., а новосибирцы 2 местный домик. Выпили, закусили, закрылись на крючок от “ злых алтайцев” и хорошо выспались.
Закончив фотографироваться начали спуск. Включив пониженную передачу спустился нормально, подтормаживая местами. Когда спускаешься, то смотришь на дорогу и сам обрыв не видишь поэтому ни большого страха, ни экстаза я не испытал, но было интересно и волнительно, особенно когда вспоминал про старенький, да ещё и сильно перетянутый ремень вентилятора, хотя безвыходных ситуаций не бывает и мне в жизни уже приходилось в полевых условиях сплести из шнурков от рюкзака ремень вентилятора и прилично на нём проехать. Во время спуска правда был момент когда я почувствовал что что-то не так, но потом успокоился поняв, что это просто в машине стояла не привычная тишина. Так долго мои пассажиры не молчали никогда, но по губам было видно , что про себя что-то нашёптывают. Общаясь потом в долине с парнем из Красноярска, который был на иномарке с автоматом узнал, что он несколько раз за спуск останавливался остудить тормозные диски( нагревались вроде как до красна). Итак, спустившись в долину взяли курс на Телецкое. Дорога каменистая идет вдоль реки Чулышман, красивые виды, встречаются водопады.
До озера 80 км. По пути только две деревни, где местная детвора( лет так пяти-семи) тормозит и на русском языке спрашивает “дэнги ест?”. Прям Альпийское Нищенство из 12 стульев. Даёшь, улыбаются и пропускают, не даёшь тоже пропускат и тоже улыбаются. Но мы старались ни кого не обижать, давали немного на конфеты. Доехав до озера Телецкое на берегу увидели земляков, которые приехали чуть раньше и как они заявили на неделю. Приехали они на кроссовере с прицепом, с лодкой с мотором, установили большую веранду, всё чин чинарём. Но к вечеру подул ветер, ну очень сильный ветер и веранду у ребят сдуло сразу. Утром когда продрал глаза первое что увидел это отъезд земляков, пришёл паром и они решили переправиться на Северный берег. Что можно сказать о Телецком? Озеро красивое, но холодное, справа и слева горы и поэтому получается как в аэродинамической трубе, т.е. часто ветрено, это напрягает. Одно конечно хорошо , это изобилие дров, которые выбросило прошлогодним наводнением. Считаю, один раз можно побывать, но отдыхать лучше на реке.Всё, устал, завтра допишу.