Охота на лисицу в октябре

Рассказы - Рассказы охотников

А. ТКАЧЕНКО

Как известно, лисицу добывают различными способами: с собаками (гончими и норными), окладом с флажками, с манком, на приваде, капканами, очень часто просто в процессе облавной охоты на копытных. Иногда ее отстреливают и случайно, когда заспавшись на лежке, она выскакивает буквально в 10—15 метрах от охотника. Но есть еще один способ добычи этого зверя, заслуживающий название «поединок», способ, при ко¬тором, как на дуэли, до предела обострены все твои чувства; способ, с помощью которого ты можешь только тогда добыть умного и хитрого зверя, когда сам на время станешь неотъемлемой частичкой окружающей тебя природы. Этот способ — охота с подхода. Многие из охотников пробуют применять его, но удача, как правило, приходит только к опытным.
Мне хочется поделиться с любителями лисьей охоты еще одним способом, который сочетает в себе охоту с подхода и засаду. Сразу оговорюсь, что применим он только в тех местах, где добыча лисицы разрешена с октября. Как правило, в это время года охоту с подхода не практикуют из-за отсутствия снежного покрова и трудности обнаружения лисицы среди играющего осенними красками ландшафта. Но это время как раз и является, по моему мнению, самым добычливым.
Суть способа заключается в знании нюансов поведения лисицы в этот период. В сентябре лисий выводок распадается, молодые особи начинают вести самостоятельную жизнь. В октябре они ничем не отличаются от взрослых лисиц, за исключением отсутствия у них жизненного опыта, досконального знания своего индивидуального охотничьего участка (его у них еще просто нет), чувства реальной опасности, которая может подстерегать на каждом шагу.
Особенность поведения молодых лисиц в это время года заключается в том, что от норы, где появились на свет (как показывают мои неоднократные наблюдения), они не удаляются далее 1—1,5 км. Мышкуя по близлежащим к норе полям, лугам и полянам, они задерживаются на охоте довольно поздно, до 9 часов утра. Закончив мышкование, устраивают свою лежку в хорошо известном им месте, недалеко от норы. Поэтому охотнику, желающему добыть молодую лисицу в октябре, можно посоветовать следующее. Во-первых, прежде всего необходимо знать расположение выводковой норы и убедиться, что в ней действительно летом имелся выводок, который никуда (из-за возможной опасности) лисица не перевела. Во-вторых, нужно в радиусе 1—1,5 км от норы обследовать все имеющиеся пашни, луговины, полянки и определить наличие там достаточного числа грызунов — объекта лисьей охоты. Делается это просто — по частоте встречаемости их свежих норок. Необходимо это для того, чтобы еще затем¬но прийти на место, где вероятнее всего будет лисица мышковать. Молодой зверь не имеет еще навыков, как матерый, и ищет добычу там, где ее больше и, следовательно, легче взять.
Но наличие этих факторов еще не означает, что охотника ожидает удача. Вся сложность в том, чтобы выяснить маршрут-следования лисицы от места мышкования до лежки, то есть практически до выводковой норы. Мои неоднократные наблюдения в процессе охоты в это время года показывают, что, задержавшись на жировке, молодые особи (опять же в силу своей неопытности) сразу после восхода солнца прекращают поиск грызунов и наикратчайшим путем идут к району расположения норы. Причем они ни¬когда не идут открытым местом (лугом, полем), но не идут также и захламленной лесной чащей или кустарником. Основной их маршрут пролегает вдоль опушек лесного массива, по лесным тропам, проселочным дорогам, просекам, то есть там, где можно быстро дойти до лежки и одновременно иметь возможность вовремя заметить опасность. И только подходя к норе на расстояние 100—200 м, молодые лисицы стараются придерживаться закрытых от посторонних глаз мест (овражки, кустарник, бурьян). Дело в том, что в возрасте 6 месяцев зверь (особенно хорошо это прослеживается в поведении собак) больше полагается на зрение, чем на обоняние и слух, хотя как раз зрение у него развито хуже всего. В такой ситуации от думающего охотника требуется только одно: определить, каким именно маршрутом пойдет молодая лисица на лежку, и выбрать соответствующее место для засады.
Практически охота протекает так. Рано утром, до рассвета, охотник с биноклем выходит в район расположения выводковой норы и на близлежащих открытых пространствах определяет наличие зверя. Увидев его, необходимо, не теряя времени (так как восход солнца не заставит себя ждать), быстро и осторожно, используя защитный рельеф местности, продвинуться к лисице. Подойдя на безопасное расстояние 300—500 метров (конечно, с учетом господствующего ветра), надо затаиться на опушке леса, примыкающего к месту жировки лисицы, или просто лечь у проселочной дороги, ведущей в сторону выводковой норы, и терпеливо ждать. При этом пользоваться манком необходимости нет, так как идущая на лежку лисица на него не реагирует. Необходимо спокойно и терпеливо ждать, заранее приготовив для стрельбы ружье. Нет смысла напоминать, что одежда охотника должна сливаться с фоном местности. Стрелять приходится обычно с близкого расстояния, поэтому достаточно иметь в одном из стволов патрон, снаряженный дробью № 3.
При достаточном терпении и вдумчивом осмыслении поведения зверя можно без особого труда в течение 2—3 недель добыть большую часть лисьего выводка. Матерые лисицы в силу своей осторожности под выстрел не попадают, и в следующем году вновь в выводковой норе, если она не была потревожена, появится молодняк.
Освоить этот способ охоты мне помог случай. Как-то в октябре (охота на лисицу уже была открыта) решил походить за зайцами. Только начинало светать, когда я подошел к опушке леса. В лесу было еще темно и, ожидая рассвета, я устроился на поваленном дереве, слушая, как просыпается лес. Неожиданно в 200 метрах на лугу заметил мышкующую лисицу. Время от времени совершая грациозные прыжки, она постепенно удалялась от меня. Я последовал за ней на почтительном расстоянии. Манка у меня не было, подойти на открытой местности к лисице я не мог, поэтому в моих действиях было больше желания полюбоваться красивым зверем, чем добыть его.
Лисица мышковала, вокруг становилось все светлей, а я шел не спеша по проселочной дороге, которая отделяла луг от леса. Внезапно из при дорожного бурьяна, в 15 метрах от меня, выскочила и моментально скрылась в лесу другая лисица. Мне стало понятно, что здесь, на лугу, мышкует часть лисьего выводка. Чертыхнувшись, я опустил глаза вниз, и на вы¬сохшей после дождей дороге увидел отчетливые лисьи следы.
И тут я стал думать: скоро взойдет солнце, лисица пойдет на лежку, а куда и каким маршрутом? Выводковая нора находилась за спиной в 1 км от меня (я ее нашел весной, готовясь к зимней норной охоте). Ответ нашелся сам собой: молодая лисица пойдет на лежку в сторону норы, по этой проселочной дороге, а значит, и мимо меня. Солнце уже показалось над лесом, и я, не мешкая, отошел на 15 метров в сторону от дороги и лег на землю. Через 10 минут появилась лисица. Щелкнула кнопка предохранителя, и она застыла, повернув голову в мою сторону. Как ни красив был рыжий зверь на фоне изумрудного, посеребренного инеем луга, освещенного лучами восходящего солнца, я нажал на спусковой крючок... Думаю, охотники меня поймут и не осудят. Я честно выиграл поединок.
В дальнейшем я с успехом охотился подобным способом и практически всегда удачно, правда трофеев было мало, так как не всегда и не везде можно поохотиться на лисицу в октябре.
Думающий охотник может значительно, если можно так сказать, модернизировать многие общеизвестные способы охоты на любую дичь, если к охоте относиться не только как к процессу добывания мяса и шкур.